История Cosmopolitan в России

Сегодня глянец читают не только дома на диване или в общественном транспорте. Уже давно в каждой приемной стоматологической клиники, парикмахерской или кафе есть специальная стойка или столик — журнальный в самом прямом смысле этого слова.

Люди сидят в очереди или ждут свой капучино, и под рукой у них всегда есть несколько журналов, среди которых обязательно присутствует Cosmopolitan.

Первый номер российского Cosmo

Свою бешеную популярность Cosmo в России получил сразу же, заняв лидирующую позицию среди отечественного глянца и удерживая ее до сих пор. Благодаря западной концепции журнала в середине 90-х он стал №1 среди россиянок всех возрастов – хотя целевая аудитория была и остается в рамках «от 16 до 30 лет».

По мнению генерального директора издательского дома Sanoma Independent Media (и первого главреда «Cosmopolitan Россия») Елены Мясниковой, журнал не должен стареть вместе с редакцией: «Это значит, что концепции нет. В каком-то возрасте от журнала Сosmopolitan отходят. И по мере своего взросления мы всегда старались найти молодых авторов, которые бы знали, какая звезда адекватна сегодня этому возрасту, каких певцов и музыку слушают, какое кино смотрят. Мои вкусы далеко не всегда совпадают с выбором Cosmopolitan, и они не должны отражаться на содержании».

Здесь сильно сказывался читательский голод по альтернативе «Работнице» и «Крестьянке». На смену рапортам об ударницах социалистического труда, рецептам сметанной маски для улучшения цвета лица и новым способам найти применение в быту порванным капроновым чулкам пришли статьи о карьере, рекомендации о том, как наносить на скулы румяна, чтобы лицо выглядело соблазнительным, и 10 приемов обольщения понравившегося мужчины.

Сегодня уже выросло «глянцевое» поколение подростков, для которых Cosmopolitan на русском языке существовал всю их жизнь – как джинсы, шоколадные батончики и интернет. А на момент выпуска первого номера в России издатели столкнулись с некоторым количеством трудностей – в первую очередь, кадровыми. Дело в том, что никто из выпускников журфака или «акул пера» с советским опытом понятия не имел, в каком стиле нужно делать тексты для Cosmo.

редакторы Cosmo: Эллен Фербеек, Елена Мясникова и Елена Васильева

Первыми редакторами стали Елена Мясникова и Эллен Фербеек, их тандем просуществовал 10 лет.

По словам Мясниковой, идеи для статей они собирали везде: «Эллен, поскольку она читает и по-английски, и по-французски, и по-голландски, и по-немецки, перерыв все западные женские издания, выдергивала интересную форму подачи или концепцию статьи. Причем некоторые из них мы брали из тех западных журналов, которые имели тут российские версии».

В первых номерах были переводные материалы, но довольно быстро журнал от них отказался. В штате появились люди, которые писали для женщин простым языком. Стиль Cosmo был тогда откровением для российской аудитории. Фактически, это был печатный прототип современных интернет-блогов: авторы статей рассказывали о ситуациях, в которые попали они сами или их знакомые, и каждая читательница видела в этих текстах саму себя – нужно было только заменить имя героини статьи на собственное.

Можно сказать, Cosmopolitan стал отражением стремительных изменений в социуме страны. Женщина получила возможность расширить рамки свой жизни от кухни и детей до карьеры и самореализации, а Cosmo был журналом о том, как эти возможности реализовать.

Ирма Ложкина для Школы авторов глянца

Понравился пост? Расскажите друзьям!
Хотите первыми узнавать о новостях глянцевой журналистики?

3 thoughts on “История Cosmopolitan в России

  1. Интересная статья! Мой проект направлен на изучение истории окружающих нас вещей — самое время написать про появление глянца и первый глянцевый журнал!

  2. Pingback: Елена Мясникова: «Сosmo нельзя догнать» | Школа авторов глянца

  3. Pingback: Эллен Фербеек: «Для меня кризиса нет и не будет» | Школа авторов глянца