Автор-паникер, или Нужна ли вам критика?

Почему некоторые авторы такие паникеры? И может ли человек с заниженной самооценкой стать хорошим журналистом?

Я никогда никому не говорю, что ему не стоит пробовать себя в журналистике. Почему?
Потому что меня саму в этом убеждали очень долго.

Есть в Воронеже одна популярная газета. Городские новости, рерайт-советы из интернета, реклама Того-кто-оплачивает-выпуск и прочее. Разработкой макета и запуском много лет назад занималась я + верстальщик Саша. Текстов было много, и в основном их готовили внештатные авторы. Почему не сама? Не успевала. Со временем в газету взяли редактора, которые любил «побродить по городу в поисках новых тем», а на меня легли обязанности заместителя. То есть делаешь все – заказываешь тексты и фотосъемку, редактируешь, согласовываешь, дополняешь их комментариями, отбираешь фото, вычитываешь готовые полосы и еще куча мелочей, типа проведения конкурсов и сдирания ТВ-программы у того, кто выпустился раньше.

Почему же не писала я? Во-первых, некогда. Это уже понятно. Во-вторых, как-то мне поручили сделать репортаж про выступление цирковых артистов в фойе одного торгового центра. Писать про то, что жонглер жонглировал, а акробат акробатил, было скучно, поэтому я сделала акцент в тексте на обезьянке, которая устроила свое шоу: отправилась к зрителям, танцевала вместе с ними, перераспределяла сумочки и телефоны, которые плохо держали, в общем – зажигала и была встречена с восторгом.

Написать в семейной газете про обезьянку посчитала нормальным и я, и редактор. Но был у нас еще и «Главный редактор», который в профильных вузах не учился и только исполнял роль согласования текстов с Боссом-который-оплачивал-выпуск.

После того, как Главный увидел полосу с обезьянкой, меня вызвали на долгий разговор и принялись убеждать, что у меня получаются детские тексты, стиля никакого, писать не умею совершенно. В общем, не мое это дело. Вот редактировать – пожалуйста. Это идет. А про написание текстов забудь.

Я и забыла. Не с одного раза, конечно. Просто этот разговор повторялся многократно и с каждым удачно отредактированным отрывком мне напоминалось «вот видишь, редактировать получается, а писать – нет, даже не пробуй!».

И что в итоге?))

Из той газеты я уволилась и решила пойти по пути, который указан в моем дипломе (я училась на журфаке, но специальность — «рекламист»). Устроилась в казино на должность арт-директора и принялась планировать рекламные кампании и заказывать визитки.

Но руки зудели. И я все равно стала писать. Для себя.
Тексты никому не показывала, так как в меня прочно вбили «не мое».
Не мое – и ладно. Но для себя-то постучать по клавиатуре всегда можно.

И тут в городе появился необычный деловой журнал. DF удивил и очаровал Воронеж. Это были не просто тексты в стиле «я директор такого-то завода, я заплатил большие бабки и поэтому вы обязаны прочитать скучный монолог про то, какой наш завод классный». Это была провокация, исследования, анализ, новизна во всем – от тематики до подачи текста. И там были мои любимые эксперименты!

Журнал передавали друг другу зачитанным до дыр, со множеством подчеркиваний и пометок. Нам драгоценные номера приносил менеджер по рекламе. Напомню, что я в то время в казино откровенно скучала и писать мне хотелось.

— У вас, наверное, такие крутые журналисты работают! – сказала я как-то менеджеру, когда он принес очередной номер.

— Ты что! Писать некому! Ищем авторов, но пока никто не справляется.

Я намекнула, что закончила журфак, и что у меня есть один текстик, который может заинтересовать. Текст был написан «на всякий случай» и являл собой юмористическую градацию посетителей казино (два года работы крупье во время учебы вылились в несколько набросков и начало недописанного романа). К своей глупости я заверила этого парня, что писать совершенно не умею, но если он может, то… пусть покажет. Так, на всякий случай, меня же «все равно не возьмут».

Однако мои «наброски» заинтересовали, и мне устроили встречу с главным редактором. Поручили написать детальную статью про казино в рубрику «Препарация бизнеса». То есть нужно было сделать оценку игорного дела в городе, выяснить, сколько денег в этой области крутится, какие бывают выигрыши и проигрыши, кто вообще туда ходит и как этот бизнес начинался и развивался.

Сделать это было сложно, так как я сама работала в подобном заведении. Расспрашивать о таких деталях в открытую не могла. Помогли знакомые, которые поделились информацией. Немного здесь, кое-что там, вспомнила опыт, взяла пару комментариев. Текст, правда, попросила опубликовать под псевдонимом. Но! После выхода номера с моей статьей меня сразу же позвали в журнал на постоянную работу.

«Да ну! – удивлялась я. – Я же писать не умею.  Точно знаю, мне на старой работе сказали. Это все вышло случайно». Написала еще одну «препарацию», и мне поставили «условие» – отрабатывать двухнедельный срок и оформляться в редакцию на должность «журналиста», которой, кстати, раньше у них не было.

А вы говорите – не получается…

***

Периодически мне встречаются ученики, которым помимо консультаций по глянцевой журналистике нужна еще психологическая поддержка. Я все понимаю – поддержка в нужное время способна на чудеса, я и сама с «пинками» быстрее работаю, но… Объясните мне, пожалуйста, такую вещь: если человек постоянно ищет доказательства того, что у него не получится, зачем он продолжает пробовать? Я так понимаю: либо вы хотите делать, либо не хотите. В первом случае вы берете и делаете, во втором – не делаете.

Но если человек хочет добиться цели, начал действовать, но при этом постоянно ищете причины, почему у него не получится, то у меня есть только одно определение: этот человек – мазохист. Хотя допускаю, что он просто боится брать на себя ответственность за свои решения.

Если вы выбрали область, которая нравится, и наметили себе цель, которую хотите достичь, зачем вам нужно чье-то одобрение или неодобрение?

Буквально сегодня получила письмо с такой фразой «Мне для себя нужно уяснить: если у меня писательские способности ниже среднего, то я даже не буду пытаться дальше что-то «ваять»».

Как преподаватель может оценить степень способностей? И  — должен ли он это делать?

Я всегда считала, что преподаватель должен просто верить. Поддерживать, направлять, объяснять, исправлять и снова поддерживать. Под словом «поддерживать» я имею в виду ободряющие фразы. Например, я в каждом письме обязательно ставлю «Удачных текстов!», потому что действительно их вам желаю.

Расскажу еще одну историю про «получится – не получится». В 2006-07 годах я преподавала актерское мастерство в модельном агентстве (да, вот такая я разноплановая))). Ученики приходили разные. Кто-то пытался сорвать занятие, кривляясь и бойкотируя задания, кто-то аккуратно выполнял упражнения, заигрывая с «революционерами», а кто-то молча сидел на лавке и вообще ничего не делал. Девушка Надя относилась к последнему типу. Она вообще ничего не могла. Делая этюды, краснела и переходила на шепот, показывать эмоции не получалось, креативить, предлагать что-то новое – тем более. Если у человека совершенно ничего не получается, нужно ли на него «забить» или стоит все же пробовать дальше?

Как-то в сильный мороз, который модели, видимо, не могли перенести, Надежда пришла на занятие одна. И ее прорвало! В буквальном смысле. Первые полчаса мы пытались сломить барьер и сделать хоть одно упражнение. Но когда у нее хоть чуть-чуть получилось… она стала просто другой! С каждым новым упражнением девушка  преображалась – она побывала певицей на пресс-конференции, инопланетянкой, обезьянкой (меня просто преследуют эти зверьки)). Больше с Надей проблем не было – с каждым занятием она становилась все увереннее и… свободнее.

Если у нее долгое время не получались определенные упражнения по технике актерского мастерства, стоило ли говорить девушке, что модельный бизнес – не для нее? Если у автора не получилось написать статью, стоит ли ему бросать занятие журналистикой?

Давайте отвлечемся и обсудим, какими навыками нужно обладать, чтобы стать успешным в глянцевой журналистике.

  1. Умение составлять слова в предложения, а предложения оформлять в абзацы.
  2. Умение придумывать броские заголовки и увлекательные лиды.
  3. Умение найти нужную информацию, причем желательно такую, какую еще никто не находил.
  4. Умение разговорить человека, получить от него экслюзивный комментарий.
  5. Способность анализировать, обобщать, выделять.
  6. Наблюдательность.
  7. Самопродвижение, поиск работы, новых СМИ, в которых вы могли бы публиковаться.

Я не делю эти навыки по определенной градации. Для некоторых материалов (репортажи) важнее проявить наблюдательность и увидеть то, чего не видели свидетели. Для аналитики нужно добыть редкие факты и уметь их проанализировать. Для интервью, понятно, важно получить доверие собеседника.

Так почему после простого замечания, что лид нужно сделать увлекательнее или заголовок придумать  поинтереснее, опускаются руки? Почему человек, который умеет набивать на клавиатуре складный текст, требует подтверждения, что его способности ниже среднего?

У меня есть еще одна версия – я слишком строга к окружающим))

Если вы хотите стать популярным автором и сделать карьеру в глянцевой журналистике, что вам нужно делать, чтобы мечта осуществилась?

Мне кажется, вы все и так знаете))

_____________________________________________________________________________________
Что думаете? Поделитесь, нужно ли лично вам чье-то одобрение, подтверждение ваших способностей? И давайте обсудим, какие качества вы считаете наиболее важными для журналиста.

Наталья Жилякова

Понравился пост? Расскажите друзьям!
Хотите первыми узнавать о новостях глянцевой журналистики?

26 thoughts on “Автор-паникер, или Нужна ли вам критика?

  1. Согласна с тем, что преподавателю достаточно верить в ученика. Достаточно направлять и поддерживать на начальном этапе. Потом каждый должен найти в себе силы приняв решение нести за это ответственность, а не перекладывать все на окружающих. На мой взгляд, главные качества журналиста наблюдательность и смелость. Пришел, увидел, написал.

    • Пришел, увидел, написал. — супер!)

  2. Ой, а я сама немного вот такой автор-паникер. И такое бывает, когда вдруг попадаешь не в ту волну — сразу несколько совершенно разных людей почти одновременно говорят, что у тебя не получается. Однажды я отправила статью в журнал, мне написали, что она невероятно скучная и даже не предложили доработку, просто завернули общение со мной. Потом я отправила текст на конкурс, естественно, ничего не заняла. Дала другой текст почитать подруге, она долго сопротивлась потом и не хотела говорить свое мнение, а потом созналась, что дочитала с трудом, так было неинтресно и сложно.
    После такого я, помню, долго не писала ничего. Думала, что не мое.
    А потом выстрелил какой-то проходной текстик, который я просто показала на «авось». Мало того, что выстрелил, а у меня попросили еще написать такого же плана.
    Но я до сих пор в себе иногда сомневаюсь! Думаю, что вот есть же графоманы, над которыми все смеются, а в редакциях они в черных списках. Ведь пишут же тоннами и так и не научились ничему. А вдруг я такая же, просто мне боятся это близкие люди сказать.

    • Я уже давно по поводу текстов не спрашиваю мнение близких людей. В основном, они не являются целевой аудиторией текста. Потому и оценки идут странные: это не нравится, здесь было скучно. Тексты должны оценивать люди, для которых они писались. Ну, и редакторы, конечно))

  3. По моему для того, чтобы что-то написать нужно просто знать как выглядят буковки. Ведь говорить умеют все, даже слепоглухорожденные, каждый по своему, значит и писать нужно по своему, если умеешь оформлять мысли в слова и наоборот. Это только недоразвитые дегенераты не могут писать — не понимают значения слова. Правда об их мыслительной способности никто ничего не знает. Кстати, вот вам еще одна тема для глянца. Сам-то я для глянца писать не буду, просто знаний и опыта нужно набирать отовсюду, пригодится. Самое паршивое качество для журналиста — это скромность Скромность во всем, да еще с невоспитанностью порождает величайшее хамство — не путать с робостью. Робость (недостаток смелости, но не трусость) легко компенсируется наглостью и показной удалью. Пожалуй это основное, остальное дело наживное, как грыжа — один раз проявится, будет мучить всю жизнь.

    • * значит и писать нужно по своему
      — Согласна. Индивидуальность и стиль сложно найти и легко спугнуть.

  4. Согласна с тем, что такие паникеры обычно желают переложить ответственность. От внутренней неуверенности. Но иногда правда бывают моменты, когда все не так: редакторы не отвечают хоть ты головой об монитор бейся, статьи возвращают на переделку, либо уже даже свои творения не милы. В такие моменты, конечно, хочется поддержки профессиональной — вопрос от кого?

    Считаю, что писать может не каждый. Точно так же, как и общаться. Если человек не знает элементарных правил общения: не я-кать, думать о собеседнике, не грузить его мозг канцелярщиной, что ему писать? На заборах разве что)

    А вот поддержка в виде «Удачных текстов» меня, если честно не очень поддерживает:) Точно так же как и не радуют заученные «спасибо-за-покупку-приходите-еще» в супермаркете. Может, оно и искренне. Но буквы как-то не передают эмоций в данном случае. По-моему, лучше один индивидуальный «поддерживающий» комментарий типа «вот описания ты делаешь суперские!», чем сто «удачных текстов».

    • * хочется поддержки профессиональной – вопрос от кого?
      — Неужели все редакторы разом не отвечают и абсолютно все тексты возвращают на доработку? Наверняка есть хоть что-то утвержденное — это и может быть поддержкой.

  5. Я пишу «за деньги» чуть более двух месяцев. Пишу много и обо всем: путешествия, кулинария, мода, игры, разные интересности, обучение… Сегодня у меня уже почти 200 выкупленных статей (как бы громко это не звучало по отношению к некоторым заметкам на 500 знаков). Да, такой вот объем за два с половиной месяца…
    Сначала было страшно. Очень. И сейчас иногда страшно, особенно когда начинаешь работать с новым заказчиком. Но паники у меня не было никогда. Меня не пугает чистый лист бумаги, не бьет дрожь от мысли придумать заголовок. Я просто пишу и получаю от этого удовольствие.
    А что касается мнения других людей… Даже Пушкина любят не все. Я спокойно отношусь к тому, что кому-то я не нравлюсь как автор, что я работаю не в том стиле или не так выдерживаю нужное настроение. Мне ведь тоже не все мои «покупатели» нравятся. Да и, видимо, с возрастом уходят ненужные комплексы, прекращаешь рефлексировать из-за каждого отказа.
    Недавно, кстати, прочитала интересную мысль. Если вы не знаете стоит ли вам заниматься чем-либо и ваше решение зависит от чужого мнения — лучше даже не начинайте. Потому что от любого собственного дела вы должны получать кайф. Если же вас преследуют негативные эмоции и ощущения, то какой в этом смысл?!

    • Как полезно Вы написали. и Наталья, и комментарии. моя мама, например, никогда не читала мои статьи, так, видимо, «проглядывала». И недавно рассказала мне про книгу (о психологии), я ей притащила сразу статью, которую написала 5 лет назад, она была чуть ли не слово в слово то, что она пересказывала (я ей давно уже ничего не давала читать, потому что «мне нравится, потому что ты мой ребенок, но так это не о чем), так вот, реакция была такая: ТЫ ЭТО ЗНАЛА? ТЫ ЭТО НАПИСАЛА????. Когда пишу статьи о проблемах, и юморные, например, про знакомства, подруга читает с интересом и смеемся вместе. Людям нравмтся то, что им интересно и то, что их волнует.
      Насчет паникерства могу сказать, что иногда оно даже может помочь, когда делаешь в последний момент и начинается паника, это подстегивает что ли. Только все равно у каждого свой рецепт попадания и в темы, и в журналы. Говорят, что страшно — то и надо делать, это вызов. Марина, Вы молодец.

      • Анна, про панику в последний момент — прям меня описали))
        Тоже, бывает, если нужно срочно и «прям сейчас», то после паники сознание, что ли, яснее становится. И быстрее все сделать можешь.

    • Марина, у вас отличный настрой!
      Понятно, что с таким настроем и результаты впечатляющие))

  6. А я — вечный автор-паникер. Постоянно думаю, что я полный профан, толковых текстов не могу написать и т.д. и т.п. И, кстати, когда думаю, что сдала совершенно идиотский текст, редактор пишет, что он был классным!)))

    • Юлия, неужели слова редактора не становятся для вас подтверждением своих способностей?
      Что тогда вас может подбодрить?

  7. Наташа, спасибо за твою потрясающую историю! Думаю, она для многих станет поддерживающим «маячком».

    На заре своей журналисткой карьеры (я работаю в газете), мне хотелось, чтобы мои тексты нравились всем. И я очень болезненно переживала критику, тем более, что в журналистику я пришла не со школьной скамьи и специального образования у меня не было. Но со временем я поняла, главное — чтобы мои тексты нравились мне! Я окончила заочно факультет журналистики, потому что очень хотела научится писать профессионально.

    К сожалению, районная пресса не особо нуждается в профессиональных авторах, главное — благодарить спонсоров и писать всем привычным канцелярским языком. Я столкнулась, например, с тем, что живые и интересные тексты «причесывают» под какие-то привычные шаблоны, ну как в случае с обезьянкой. )) Или другая крайность — чтобы ахи-вздохи, супер-пупер хорошо! И чем выше становится мой профессионализм, тем меньше мои тексты вписываются в «районку», бывает, что и возвращают!!! И вместо этого присылают свои канцелярские тексты! Но я не расстраиваюсь, не посыпаю голову пеплом, как говорится «а судьи кто?».

    Я обратила свое внимание на другую журналистику — глянцевую, где есть простор для творчества. И я считаю, что над текстами надо работать, что-то исправлять в них, но слушать только профессионалов, а не «бабу Маню». Научится писать хорошо возможно и человеку со средними способностями, главное в этом деле упорство. Это качество я считаю необходимым для журналиста.

    А фраза «Удачных текстов» меня поддерживает и вдохновляет. Спасибо, тебе за нее, Наташа!

    • Аня, значит, ты уже переросла районную прессу. И молодец, что двигаешься дальше!

  8. Одобрение нужно для уверенности в себе. Но эти слова хочется слышать от человека которым восхищаешься, на которого в душе хочется быть похожим. Это как бы придает силы и понимание что двигаешься в нужном направление. От близких правды не узнаешь.
    Скорее всего для журналиста главные качества: смелость и не стандартность во всем.

    • Олеся, нестандартность — это уже высший пилотаж!

  9. Иногда все-таки хочется одобрения и поддержки со стороны преподавателя . Но в целом согласна с тем, что если нравится писать и получается, то зачем одобрение? Дельные замечания- да. Но «диагноз» никто не имеет права ставить.

    • Многие авторы, кстати, начинают со своих блогов — пишут для себя, так, как хочется, и без оглядки на окружающих. А потом их приглашают вести колонки и писать тексты. Яркий пример — Алеся Петровна из жж.

  10. Мне несколько преподавателей в университете говорили, что тексты у меня ни о чем, тема неинтересны, стиль ужасен, изюминки в статьях нет и , вообще, журналистика не мое.
    Когда практику проходила, все материалы печатали, темы которые я предлагала одобряли. Несколько раз сказали, что очень хороший материал.
    Но все равно мне кажется, что пишу я на уровне учеников из старшей школы… И большее впечатление на меня производит именно критика, а не похвалы…
    Надеюсь, я все-таки научусь писать профессиональные статьи, потому что очень хочу работать по профессии.

    • Евгения, а если собирать положительные отзывы, комментарии к текстам и когда нападет «внутренний критикан», их перечитывать?

      Есть хороший прием по работе с коллективом. В одном магазине каждый день вывешивали два листка — на один зеленым ставили плюсик, когда покупатели благодарили за обслуживание, на другой красным ставили минусы, когда покупатели жаловались на что-то.
      После смены всем отделом сверяли листочки. В первом обычно оказывалось около 30 плюсов, во втором же изредка появлялось 1-2 минуса. Такие упражнения помогали продавцам настроиться на позитивный лад и не зацикливаться на негативных отзывах.
      Проанализировать, найти ошибку — да. Но не зацикливаться.
      Мне кажется, этот способ можно в любом деле применять.

  11. Для меня главный критик — это я сама. Бывает, расхваливают мой текст, а я чувствую, что он не дотягивает до нужного уровня. А бывает наоборот: я в восторге от статьи, с замиранием сердца перечитываю собственные строчки, а редактору не нравится ни стиль, ни раскрытие темы. Но для меня критика действует как допинг. Если меня ругают и говорят, что я ни на что не способна, я из кожи вон лезу доказать обратное. Так что, Наталья, я думаю вы правы — либо ты хочешь писать и делаешь это несмотря ни на что, либо ищешь оправдания в виде нелестных отзывов. Чтобы совесть была спокойной — это я не из-за лени не пишу, а потому что гениального таланта не имею.

    • Лена, какая полезная реакция на критику))

  12. Наташа, спасибо за пост. Актуально и вовремя )). Я сторонница того, что внутри себя должно быть чувство уверенности, что двигаешься в верном направлении. Сомнения- такая же часть натуры, как и другие качества. Просто у начинающих авторов их больше, так как не печатались нигде и, по моему , естественно, переживать или бояться. Особенно, когда автор не заканчивал по профилю института. И тут выигрывает настойчивость и упорство даже если тебе говорят по-началу «нет» ,ты все равно пишешь и стучишься. Чем больше попыток- тем больше шансов. Вот как выработать в себе «иммунитет» , чтобы не опускались руки, и даже получая отказ или критику в свой адрес, отделить зерна от плевен- вот это задача. Критика — это ведь тоже результат , причем тоже отличный! Есть над чем работать, есть что развивать! От этого же интерес и неиссякаемая энергия. Внутри говоришь себе : я знаю, что могу и делаешь, предпринимаешь попытки, ошибаешься, но Делаешь! А если тратить время на постоянные сомнения и ничего не делать, то сам выказываешь себе недоверие, то и получаешь в жизни. Или оправдывать свое бездействие или неудачу тем, что кто то сказал «нет» или негативно высказался. В общем, я считаю, что все в наших руках))

    • «Чем больше попыток — тем больше шансов!» — Алина, эту строчку надо выбрать для девиза! Распечатать и над рабочим столом.
      Простая математика))