Из автора в редакторы: как построить карьеру в любимом журнале?

В конце ноября в Санкт-Петербурге прошел форум 3D журналистика, на котором главные редакторы известных журналов и интернет-порталов делились секретами и советами с начинающими авторами и молодыми журналистами. Юлия Сгоннова посетила выступления главредов «TimeOut Петербург», Collezioni Russia, Psychologies и Apparat и подготовила отчет специально для Школы авторов глянца.

фото - Георгий Агузаров

фото — Георгий Агузаров

  • Как попасть в глянец?
  • На что нужно обратить внимание?
  • О чем писать и можно ли работать в глянце без специального образования?

Мир глянца — какой он в реальности?

Глянцевые журналы – это дневники нашей жизни. За что можно любить глянец? За погружение в идеальный мир, за размышления о жизни, о себе и отношениях, за реальные истории и хорошее настроение от проведенного за чтением времени. Нам может казаться, что работать в глянце – мечта, гламурная роскошь, творческий полет и настоящая самореализация!

Однако успех ждет не всех, а тех, кто готов пройти через трудности. Ведь работать придется, прежде всего, в формате выбранного издания, в сотрудничестве с рекламодателями и беспристрастно. Помните о том, что редактор отвечает за конкретный раздел журнала, а поэтому придется сосредоточиться на какой-то определенной тематике.

По словам Татьяны Максимовой, главреда Collezioni Russia, некоторые сотрудники приходят с желанием работать в одном отделе, но потом меняют свое решение. Есть единственно верный способ узнать, что подходит вам – пробовать, начав с малого.

Как попасть в редакцию глянцевого журнала?

Многие считают, что для того, чтобы стать редактором, необходимо специальное образование в области журналистики. Главные редакторы известных изданий отвечают в один голос, что мир глянца открыт, и попасть в редакцию может каждый при большом желании и упорстве в достижении цели!

Узнать, каков это загадочный мир глянца изнутри, и понять, какое место в нем ваше, можно только опытным путем. Читайте журналы, анализируйте работу других авторов, отмечайте для себя то, что понравилось вам. Ну и, конечно же, не забывайте про книги, развивайтесь сами, будьте любознательны и амбициозны!

Tatiana-Maximova

«Это не закрытый мир, надо идти и стучаться во все двери», — Татьяна Максимова (в центре), главный редактор журнала Collezioni Russia. Фото — Георгий Агузаров

У каждого глянцевого журнала свой язык для общения с аудиторией читателей. Для того чтобы вас заметили и ваши статьи опубликовали, необходимо проделать большую работу.

  • Полистайте его, изучите формат глянцевого журнала.
  • Выберите материал и рассмотрите его с разных позиций.
  • Как готовил текст редактор?
  • Что интересного для себя здесь может взять читатель?
  • Как все это вписывается в общую тематику номера?

Мир глянца зависит от рекламы. Чем больше ее в номере, тем дешевле стоит журнал. Это касается не только полноформатной рекламы, но и статей.

Это не значит, что тексты проплачены, просто для освещения событий и новостей рекламодателей будет выделено, например, четыре полосы журнала, а для остальных одна-две. Имейте в виду, что многие разделы тесно контактируют с рекламодателями, поэтому вам придется научиться налаживать полезные коммуникации с рекламным отделом и партнерами журнала, если вы хотите построить карьеру в глянце.

Ну и конечно самый простой вариант попасть в журнал – пройти в нем стажировку. Но не обольщайтесь, стажировка не оплачивается.

Вам придется какое-то время работать бесплатно, иногда выполнять совершенно разные поручения и для этого нужно будет приезжать в офис. Поэтому такой вариант не подходит для иногородних авторов, но если вы планируете жить в Москве, то это вас не должно напугать. Ведь, как известно, главные офисы популярных изданий сосредоточены именно здесь.

Для тех, кто желает попытать счастье, но не хочет рисковать, есть другой вариант – попробуйте регулярно писать на одну и ту же тему для интернет-портала вашего любимого журнала. Например, в редакции Psychologies есть постоянные фрилансеры, которые пишут статьи для их сайта. Если это действительно ваше – решиться на переезд в Москву не составит труда.

Чем зацепить главного редактора?

Главного редактора привлекут статьи, которые написаны именно для его журнала. Это означает, что не нужно писать о сексе в издание, в котором освещается мода и искусство.

  • Ищите идеи для статей, подходящие под его формат.
  • Изучайте зарубежные ресурсы и адаптируйте материалы для российских читателей.
  • Составляйте актуальные синопсисы, учитывайте изменения в мире, современные тенденции.
  • Прогнозируйте то, что может быть интересно читателям этого журнала в новом сезоне.

Помните, что материал готовится заранее, но если вы тонко чувствуете, например, как отразится ситуация на Украине или падение цен на нефть для большинства российских семей в психологическом и материальном плане, обязательно придумайте несколько синопсисов с учетом этих событий.

Изучите формат и попробуйте найти пробелы, которые можно заполнить с помощью ваших статей. О чем еще можно было бы рассказать в этом журнале? Может быть, не хватает какой-то рубрики или какая-то тема недостаточно освещена? Например, в городском журнале «TimeOut Петербург» пишут про интересные события, мероприятия, выставки, показы, новости мира моды, но нет рубрики «Спорт», а ведь здесь тоже есть о чем рассказать – спортивных событий в городе предостаточно.

Главный редактор журнала Psychologies Ксения Киселева рассказала, что они сотрудничают со многими экспертами, однако рубрика «Женственность и сексуальность» дается им с большим трудом. Пока не удалось найти такого специалиста, который способен глубоко анализировать и предоставлять информацию по данной тематике, поэтому тексты для рубрики берут у французских экспертов.

Ксения Киселева, главный редактор журнала Psychologies

Ксения Киселева (слева), главный редактор журнала Psychologies. Фото — Дмитрий Селезнев

Как и о чем писать в журнал?

Помните, редактор – это не свободный художник. Не думайте, что тексты, отражающие ваше личное отношение и оценку происходящего, будут по достоинству оценены главным редактором. Да, вы можете предлагать новые идеи, но старайтесь быть объективными. Личные взгляды оставьте для блога.

По словам Ксении Киселевой, вы должны понимать и переводить информацию от экспертов на понятный читателям язык, удивлять их, задавать настроение тексту, но не проявлять свой интерес к теме и быть отстраненным. Основная часть работы редакторов журнала Psychologies – общение с экспертами. Поэтому важно уметь упрощать тексты, излагая научные данные простым языком.

Для журналов всегда актуален вопрос поддержки рекламодателей, поэтому редактору можно и нужно создавать новые темы и писать статьи с их привлечением, но обязательно с полезной для читателя информацией. Статья должна быть в первую очередь информативна для читателя и интересна для продвижения товара или услуги рекламодателя.

Например, тема номера – доставка. Вы пишете статьи о том, что можно заказать с доставкой на дом, о доставке одежды, еды, мебели, бытовой техники, о проблемах и сложностях, о плюсах и минусах. Во время составления плана статьи учтите, кого из рекламодателей можно привлечь.

Если нет никаких идей для статьи, посмотрите, в чем вы сами видите проблему, что вызывает у вас недовольство, с чем постоянно приходится сталкиваться вашим друзьям и родственникам. Сформулируйте проблему и изучите ее со всех сторон, найдите интересные способы решения проблемы и героев, которые решили эту ситуацию необычным способом.

Есть идея для статьи? Обязательно подумайте, под каким соусом ее можно подать, чья точка зрения из приглашенных ньюсмейкеров и экспертов будет наиболее интересна. Пишите интересно, а не скучно. Например, исследуя фильмы Вуди Аллена, проследите географию, где режиссер снимал свои фильмы. Если пишете о ресторане – спросите у официанта, кто бывает гостем этого заведения и какие привычки посетителей ему нравятся или не нравятся. Рассматривайте тему с разных ракурсов.

В городских изданиях люди хотят видеть «что-то новенькое». Пишите статьи не о популярных событиях, афиши которых и так есть во всем городе, а об интересных событиях, которые не так активно афишируются и рекламируются.

Открывайте новые имена, в моде, кино, дизайне, культуре. Пишите о старых героях, которые решили вернуться на сцену. Ищите то, что удивляет, вовлекает. О зарубежных знаменитостях лучше всего искать информацию в зарубежных источниках, не изобретайте велосипед.

Главный редактор журнала «TimeOut Петербург» Вадим Чернов рассказал о требованиях, которые он предъявляет журналистам:

  • в тексте должны быть мысли, а не набор слов,
  • тексты должны быть короткими, редакция должна быть жесткой,
  • в статье должно быть минимум 3 интересные мысли.

Обязательно держите в голове план для каждой статьи и по каждому пункту рассмотрите несколько мыслей. По вашей статье должно быть понятно, что вы хотите сказать, а ключевые идеи должны сконцентрироваться в первых 200 знаков вводной части материала.

Вадим Чернов, главный редактор журнала «TimeOut Петербург»

Вадим Чернов, главный редактор журнала «TimeOut Петербург». Фото — Георгий Агузаров

Как сделать скучный материал интересным?

Главный редактор издания Apparat Михаил Левин рассказал о новой тенденции в журналистике, которой почему-то пока не пользуются федеральные издания, имея большие возможности и серьезные связи. Это объяснительная журналистика. Сюда же, кстати, можно включить один из форматов написания статей – списки.

Тенденция на объяснительную журналистику появилась в начале этого года в Америке. Ее миссия – не просто сообщать новости быстрее всех, а объяснять их читателям. Этот формат становится особенно популярным в эпоху интернета, когда мы настолько перегружены информацией, что к концу дня устаем от бесконечного инфопотока, а в голове пустота, будто ничего нового не узнали. Из-за большой перегрузки информацией люди перестают интересоваться важными вещами и стараются оградить себя от каких-то тем, но так или иначе остаются вовлеченными в ситуацию, просматривая почту, ленту социальных сетей или во время обсуждения главных событий за обедом в офисе.

То, что нужно делать журналистам сейчас – не просто выдавать новости, а анализировать, интерпретировать и объяснять читателю, который не является экспертом в этой теме. Соберите все непонятное по теме и объясните простым языком. Почему у вас нет интереса к теме глобального потепления? Потому что важные вещи объясняют слишком сложно и скучно для вас. И людям лень разбираться в вопросе, если они не понимают его важности.

Журналист должен стать на позицию читателя, который ничего не знает о вирусе Эбола или о том, почему падают цены на нефть и как это может коснуться каждого. Идите от обратного – ищите интересный контекст по теме, объясняйте и добавляйте к нему репортажи, факты и прочее. Используйте в текстах простые короткие предложения, понятные аналогии, шутки и юмор для донесения сложной информации простым языком.

Mihail-Levin-2

Михаил Левин, главный редактор издания Apparat. Фото — Дмитрий Селезнев

Объяснительная журналистика смотрит, анализирует и объясняет происходящее в мире. Воспользуйтесь этим приемом для того, чтобы рассказать просто о сложном или рассмотреть банальную тему под новым углом.

Фриланс или редакция — что лучше?

Этот вопрос можно перефразировать – работать «на дядю» или на себя? Быть свободным автором – это иметь возможность писать в несколько изданий, освещать любые темы, быть в курсе самых разных событий. Во фрилансе больше разнообразия, свободы выбора и свободы слова, а в редакции придется подстраиваться и писать только лишь на одну тематику.

Если вы не любите жесткие рамки и рутину – вам подойдет фриланс. Если вы хорошо разбираетесь в каком-то определенном направлении, не боитесь трудностей, и вам хочется узнавать все новое и новое по этой теме, а затем интересно писать об этом – вы сможете построить карьеру в любимом издании.

Если с первого раза не получится попасть в редакционную команду – пишите, покажите главному редактору свою заинтересованность, постоянство. Главные редакторы не против внештатников, но ценят постоянство и доверяют материал проверенным авторам, которые регулярно предлагают идеи и пишут статьи. Двери открыты для всех, кому интересна журналистика и мастерство слова.

Юлия Сгоннова,
слушатель курса «Автор глянца 2.0. Идеальная статья»
в Школе авторов глянца

Понравился пост? Расскажите друзьям!
Хотите первыми узнавать о новостях глянцевой журналистики?

2 thoughts on “Из автора в редакторы: как построить карьеру в любимом журнале?

  1. Юля, спасибо за интересную статью. Понравились многие моменты, и некоторые идеи позаимствовала для себя.

  2. Познавательно ) Много полезных моментов выписала в свое руководство к действию.