Как правильно общаться с редакцией. Тренинг

На сайте Школа авторов глянца стартовал тренинг «Общение с редакцией».

Редактор глянцевого журналаВ течение недели мы разберем, как
— правильно выстраивать общение с редакцией и найти «своего» редактора,
— составить грамотное письмо, которое приятно будет читать,
— работать так, чтобы с вами хотелось продолжать сотрудничать,
— деликатно напоминать о себе и как общаться с редактором после первого заказа.

Каждый день в этот пост будет добавляться полезная информация.

Заходите, читайте, оставляйте вопросы в комментариях!

[pwal id=»17273397″ description=»Чтобы прочитать материал тренинга полностью, нажмите любую из этих кнопок»]

День 1. Как найти «своего» редактора

Профессиональный журналист может написать что угодно и для кого угодно.

Но это профессиональный… Начинающим же авторам, да и некоторым опытным, часто хочется особого отношения от редактора: внимания, поддержки, понимания и пр. Можно ли выстроить общение таким образом, чтобы помимо заказа получить набор «заботливой мамочки»? Можно. Но нужно ли?

Психологи не советуют заводить дружбу на работе. И это верно! Иначе однажды разница во взгляде на макияж или инструктора по вождению может привести к потере выгодной подработки, а редактора – перспективного автора.

В общении с редактором допустимо:
— попросить отсрочку, если вы не успеваете (лучше предупредить за день-два, чтобы вашему тексту нашли замену),
— уточнить непонятные моменты в задании, позвонить по рабочему номеру,
— добавиться в друзья в соцсетях,
— периодически ставить «лайки» и изредка оставлять нейтральные комментарии,
— обращаться на «ты», если редактор сам предложил такую форму общения,
— поздравлять с крупными праздниками,
— перейти к другому редактору, если с этим возникают конфликты.

В общении с редактором НЕ допустимо:
— срывать сроки,
— скрываться, не отвечать на письма, если вы не успели сдать текст,
— искать редактора в скайпе или isq, если он сам не оставил контакт,
— спрашивать «Почему вы меня до сих пор не зафрендили?»,
— самому предлагать перейти на «ты»,
— задавать личные вопросы, даже если вам стали известны какие-то подробности,
— говорить: «В таком случае я уйду к другому редактору!».

Резюме дня:
* Выстраивайте с редактором дружеские отношения, но не пытайтесь дружить.
* Если вам по каким-то причинам некомфортно сотрудничать с этим редактором, перейдите к другому.
* Совершенно нормальным считается сотрудничать одновременно с несколькими редакторами в одном издательстве.
* Держитесь за «своего» редактора. Этот контакт может пригодиться вам и через пару лет.
______________________________________________________________________________________

День 2. Что писать в первом письме?

Первое письмо – это как первая встреча. И впечатление, которое вы произведете как потенциальный автор, может во многом вам помочь. В этом случае я обычно привожу в пример Дарью Трегубову, которой после первого письма заказали статью на… совершенно другую тему (не из тех, что она предлагала).

Пишите просто, искренне и по теме. И обязательно предлагайте – конкретные темы для статей, идеи, рубрики, действия… Недостаточно быть просто хорошей девочкой, чтобы получить заказ. Но у креативных, желающих работать, умеющих вести взаимовыгодный диалог, шанс есть!

В первом письме должно быть:
— ваше имя и фамилия,
— обращение к редактору по имени (если знаете),
— краткое (очень краткое, буквально в одном предложении) представление себя как журналиста,
— 2-3 ссылки на ваши опубликованные тексты,
— идеи для материалов,
— все возможные контакты, по которым вас действительно можно найти.

Как думаете, какой из этих пунктов может стать определяющим для редактора?

В первом письме НЕ должно быть:
— резюме (оставьте это для персонажей, которым в офис к 9.00),
— восхищения, подробных рассказов, как именно вы любите данный журнал (и как часто на него сублимируете)),
— вопросов типа «Как вас зовут?»,
— перечисления всех изданий, в создании которых вы так или иначе приняли участие, особенно забудьте про «Октябрьские зори» и «Вести Семипалатинска»,
— пяти и более ссылок на ваши публикации,
— критических замечаний по поводу создания Того-самого,
— грамматических ошибок.

А вы совершали какую-нибудь из этих ошибок в общении с редакцией?

Резюме дня:
* Не затягивайте с отправкой первого письма. Оформили, проверили, отправили, закрыли почту, занялись своими делами. Гипнотизирование ящика не ускорит получение ответа))
* Некоторые редакции могут ответить через месяц-два.
* Не перегружайте письма: краткость очень близкая сестра таланта, хоть и двоюродная.
______________________________________________________________________________________

День 3. Как выстраивать общение во время выполнения заказа

Самое главное правило в общении с редактором: если вам что-то непонятно – переспросите, уточните. Это совершенно нормально и про вас никто не подумает, что вы в чем-то там не разбираетесь. Наоборот – уточняя, вы показываете свой профессионализм.

Как общаться с редактором? Смотрите, как он пишет письма, что отмечает, как оформляет файл с вашим текстом, и делайте так же. Предлагает перейти на «ты»? Переходите. Монитор все стерпит. Розовый цвет шрифта заменил на черный, а выключку по центру на «по ширине»? Запомните, и впредь оформляйте свои документы только так.

Что делать, если редактор…

…Излишне настойчивый.
И звонит, и звонит… хотя до сдачи текста еще полтора часа. Нервничает человек. Ждет. И от него ждут, поэтому постарайтесь понять и не перенимайте от него нервозность. Напомните, что у вас есть еще столько-то законного времени, отключайте инет и скорее дописывайте текст.

…Чересчур скромный.
И такие бывают. Дал задание и… не требует. День прошел, неделя, а он молчит. Странный какой-то. Может, он просто забыл или передумал? Но зачем гадать? Старайтесь уложиться в срок, большего от вас не требуется.

Если после сдачи текста вам не рассказывают про его судьбу, один раз в письме уточнить можно. Но учитывайте, что редактор может не вдаваться в подробности не потому что ему хочется поиграть с вами в шпионов, а потому что он именно сейчас занят вашей статьей.

Резюме дня:
* Какую стратегию выбрать в общении с редактором? Наблюдайте! А еще будьте искренними и пунктуальными. Эти два качества помогут вам продвигаться в журналистике.
* Сроки сдачи материала лучше согласовать заранее (если вам их не назначили, спросите, к какой дате нужен текст).
* Если вам вернули статью на доработку, не пугайтесь, пожалуйста)) Это тоже нормально.
______________________________________________________________________________________

День 4. Когда говорить о деньгах?

Когда уместно спрашивать о гонораре, зависит от издания.

Мой личный совет – после того, как ваш текст взяли в печать. Однако если вы готовите материал для небольшого журнала или сайта, который только начал развиваться, уточнить лучше заранее – после того, как вы обсудили тему.

Идеальный вариант – если у вас есть знакомые, которые уже сотрудничали с этим изданием. Обязательно уточняйте, как именно выплачивается гонорар – на карточку, лично, работает ли редакция с электронными кошельками и пр.

Как спрашивать о деньгах?
Какой гонорарной политики придерживается ваша редакция?
На какой гонорар я могу рассчитывать?
Какие условия сотрудничества вы предлагаете?

Договор
Солидное издание работает с авторами только по договору!
Т.е. если в редакции существует правило работать с авторами в «белую», никого не обманывать, выплачивать гонорары в полном объеме и в срок, ее сотрудники сами позаботятся о том, чтобы заключить с вами договор. У вас попросят документы для оформления. Как правило, подобные договоры можно оформить без личного присутствия (например, отправить по почте).

Частные сайты договоры практически никогда не заключают. Тут можно надеяться только на честность владельца.

Резюме дня:
* Если с вами не спешат подписывать договор, оцените степень риска.
* За один и тот же текст в разных изданиях могут заплатить 300 руб. и 3 000 руб. О гонораре стоит узнать заранее.
* Дружите с журналистами. Они всегда подскажут, где какая ситуация. А если не они, то найдутся знакомые, которые уже туда писали, или знакомые знакомых…
______________________________________________________________________________________

День 5. Как общаться после?

Как старые знакомые!)) А если честно – раз у вас завязалось общение, поддерживайте его и укрепляйте знакомство. Это не значит, что редактору можно писать в скайп и делиться с ним новостями. Но стоит взять за правило присылать новую порцию идей каждый месяц (если издание ежемесячное, чаще не нужно).

Удобнее будет, если новые письма вы будете посылать ответом на редакторские. Всю переписку вставлять не обязательно – достаточно последнего письма, чтобы о вас вспомнили.

Резюме тренинга:
* Не бойтесь отправлять свои письма в редакцию. Ее сотрудники не волки, и точно не станут злиться на вас за предложение о сотрудничестве (если только вы не спамите их своими резюме каждое утро).
* Цените время редактора – у него десятки, сотни авторов. И каждый требует общения. В задании все понятно – не надоедайте назойливостью; в чем-то сомневаетесь – уточните.
* И обязательно напишите уже в редакцию вашего журнала Мечты!
 ______________________________________________________________________________________

Тренинг «Общение с редакцией» подошел к концу.

Была ли информация тренинга для вас полезной? Поделитесь, пожалуйста, мнением в комментариях.

Мне важна обратная связь, поэтому от количества оставленных мнений будет напрямую зависеть проведение подобных бесплатных тренингов в будущем.

Наталья Жилякова,
Школа авторов глянца

[/pwal]

 

Понравился пост? Расскажите друзьям!
Хотите первыми узнавать о новостях глянцевой журналистики?
Этот пост был опубликован в рубрике: Тренинг.

22 thoughts on “Как правильно общаться с редакцией. Тренинг

  1. Твитнула. Ничего не произошло 🙁

    • Обновите страничку, должно появиться.

  2. Получилось. После того как нажала на кнопку гугла.

    • Я проверю в настройках плагина.

  3. Наташа, добрый день!
    Ну надо так в точку попасть, причем, не в первый раз уже. Тема этого тренинга настолько сейчас актуальна для меня, что я уже сама думала обратиться к тебе за советом. А тут, бац, и рассылка в моем почтовом ящике!
    Не так давно у меня появился «свой» редактор (!!!) и мы начали с ним, а вернее с ней, общаться. Вроде все ничего, но я так боюсь «накосячить»: что-нибудь не так или не то спросить, задать много или наоборот мало вопросов, не показаться назойливой или наоборот нерасторопной.

    И в тоже время не хочу останавливаться на достигнутом, думаю расширяться :), двигать в другие издания. Так что буду следить за темой обязательно!

    • Юля, я долго прицеливалась)))

  4. Спасибо за обучение, мне очень нравится.

    С удовольствием отметила, что ошибок пока не совершала, и буквально вчера отослала материалы новому потенциальному редактору, именно в соответствии с сегодняшними советами.

    Созрел вопрос (может забегу вперед, но напишу пока не забыла).
    Была ситуация: отправляла рассказы (на новогоднюю тематику) в одно издание. Получила ответ (почти дословно): «рассказы симпатичные, но мы уже дали задание на рассказы для новогодних номеров постоянным авторам». Вроде как и не забраковали совсем (а вдруг и понравились?), но посетила мысль: может редактор решила так корректно отказать? Уместно ли будет отправить их повторно на следующий год?

    • Алена, а что за издание? (можно в личку)
      Просто интересно, где дают задания написать рассказ на определенную тематику. Не встречала пока такого.
      Сюда же отправлять повторно я бы не советовала, а вот в другие журналы/сайты попробовать можно.
      Если ваши работы здесь похвалили, спросите у редактора, стоит ли вам еще что-то присылать, может, на другие, нейтральные, темы.

      • Спасибо за ответ и рекомендацию. Именно эти новогодние рассказы я разослала в несколько журналов (примерно в одно время — где-то в августе, чтобы было время до декабрьских-январских номеров) , но ответ пришел только из этого.

        Это украинское ежемесячное издание, название могу написать, только пока не пойму как тут личкой пользоваться (.
        Речь шла о новогоднем номере, поэтому и было задание с определенной тематикой. Не думаю, что для остальных номеров у них так же идут задания.

        • Личка — это на почту)) (nzhil@yandex.ru, если что)

          Но раз издания украинские, то можно и не называть. Попробуйте, действительно, спросить, можно ли присылать рассказы на другие темы.

          И, кстати, если из других редакций ничего не ответили, это не значит, что рассказы отклонили. Есть призрачный шанс, что редакция просто не вступает в переписку с авторами, а накануне предполагаемой публикации обратится к вам за документами.
          Не пытаюсь ввести вас в заблуждение, но такой вариант тоже стоит учитывать (и в будущем).

          • Ой, про почту я не подумала )))
            Пока за год я еще не сталкивалась, чтоб с запозданием отвечали с предложением опубликовать (обычно в течение суток приходит ответ), но если такое бывает — тоже неплохо.
            Кстати, я до сих пор не перестаю удивлятся тому, что редакторы в принципе не отписываются. Конечно, я не надоедаю письмами с требованием пояснить молчание))), просто понимаю что или не подошло, или не понравилось, и ищу другое издание. Но вот сравниваю со своей постоянной работой. Меня периодически достают звонками и письмами с предолжением каких то услуг или строй.материалов. По-сути это спам (хотя случаются и нужные предложения). Но я стараюсь всем ответить просто 2 слова: «Спасибо, не интересует». Это не сложно, занимает секунды времени, но человек знает, что я прочла его предложение. Вобщем, им конечно, виднее, но я пока не привыкну 🙂

            • Возможно, редакторы не вступают в переписку, потому что больше половины авторов (если не все) сразу же бросаются выяснять, что, да как и почему, и в чем им надо исправиться.
              В некоторых случаях проще промолчать.

              • Тю, чего ж там выяснять: не подходит — значит не подходит ).
                Да, тяжело с творческими людьми )))

  5. Спасибо, что поделились. Но честно говоря, это тренингом сложно назвать. Перечислены элементарные вещи, входящие в обычный деловой этикет. И, если есть те, кто раньше этого не знал, это печально.

    • Конечно, это не полноценный тренинг с отработкой результатов. Это бесплатный мини-тренинг, вводная информация.
      Да, есть те, кто раньше что-то не знал. Только почему печально-то? Теперь узнали))

  6. Отличный тренинг! С удовольствием буду читать подобные!
    Очень понравился совет не уподобляться офисным персонажам и не писать резюме. В самом деле, редактору нет дела до того, где и кем вы работали, важно, что вы предлагаете сейчас.
    Еще хочется тренинг по тематике материалов для глянца.

    • Елена, спасибо за отзыв!
      Резюме, и правда, отправляют очень часто.
      У меня лично есть критерий определения солидности редакции: если просят резюме, а не ссылки на публикации, значит редактор непрофессионал.

      По поиску тем для глянца будет отдельный тренинг. Планирую в октябре выпустить.

      • О! Я на этот тренинг записываюсь:))) Наталья, начинайте с меня предварительную запись.