Вдохновение VS Качество текста

Журналистику традиционно относят к творческим профессиям. В свою очередь, подразумевается, что творчество невозможно без вдохновения. Но так ли важно «поймать» это эфемерное состояние, чтобы написать качественный текст? Можно ли быть хорошим журналистом, игнорируя вдохновение? И что делать, если у вас без него не получается работать?

Тему вдохновения мы уже поднимали на страницах сайта Школа авторов глянца. Например, здесь можно посмотреть интеллект-карты, на которой собраны различные рецепты поиска этого состояния (часть 1 и часть 2), и даже проводили конкурс “Вдохновение из Германии”.

Но сейчас я хочу поговорить не о способах вызова Музы, а о необходимости этого процесса. Как вы думаете, журналистика больше творчество или все же техника?

На днях читатель моего блога Сергей прислал мне такое письмо:
Когда я только начинал заниматься написанием статей, у меня было много вдохновения. Сейчас же я настолько привык это делать. Пишу часто, а вдохновение появляется реже. Существуют ли эффективные приемы по вызову состояния вдохновения?

После моего вопроса, а зачем ему, собственно, нужно какое-то особое состояние для работы, он ответил мне вот что:

Потому что вдохновение позволяет написать интересную статью. Я, например, работаю с разными ресурсами и очень часто приходится писать на одинаковые темы. Поэтому мне катастрофически важно иметь интерес к написанию.

Признаюсь честно, я сама тот еще любитель поймать «особое настроение». Но это не обязательно вдохновение, скорее обычный настрой на работу. Как это происходит? Я уже давно внедрила в свою жизнь якори: например, чашка кофе — сигнал для расслабления (посмотреть, кто за ночь продрался сквозь спамооборону, почитать форумские сплетни), но потом — работать.

Открою еще один секрет, гигиенический))) Чтобы приступить к работе, я придумала себе такой сигнал — чистые зубы. Кофе можно подливать, печенки добавлять на блюдце, но если я почистила зубы, ряд «кофе — расслабление» прерывается и сразу появляется серьезный настрой.

Уточню еще раз, что это именно настрой. Во вдохновении я разочаровалась. Если ставить успех в карьере на мифическую Музу, можно не получить заказ из крупного глянцевого журнала (или неглянцевого), не написать полезную статью, которая заставит задуматься и, возможно, поможет кому-то изменить свою жизнь. Можно не добиться известности, не выйти за рамки 10 руб. за 1000 знаков с проб., не стать редактором, не взять Главное интервью своей жизни. Да много чего можно НЕ сделать.

Можно часами ждать Музу, но нужно ли?

А вам важно поймать вдохновение? Что заставляет вас работать?
Поделитесь секретами и подскажите Сергею, как ему можно поддерживать интерес к работе.

Наталья Жилякова, эксперт по глянцу

Понравился пост? Расскажите друзьям!
Хотите первыми узнавать о новостях глянцевой журналистики?

43 thoughts on “Вдохновение VS Качество текста

  1. У меня почему-то появляется «страстное вдохновение» в полнолуние, мысли так и скачут одна за другой.

    • «Страстное вдохновение» — какое красивое определение!

  2. Как раз сейчас пишу эссе. Нужна сильная мотивация, а мне еще — поджимающее время. Тогда я быстро работаю. Но это как «минута и вся жизнь». Пишу быстро только потому, что сворачиваю на знакомую дорогу собственного опыта и историй. Еще здорово помогают просмотры — по диагонали — любых (!) случайных текстов. Как ни странно, в каждом тексте находится трамплин. Осталось только тронуться с места. Удачи!

    • Геннадий, про трамплин — интересно. А не бывает, что увлечешься чужими текстами и забудешь про свой? Или мысли толковые так и не появятся?

      • Не забывается, Наталья. Пишущие знают, что «свой» текст можно начать с любой «чужой» строчки. Такой просмотр всегда подбрасывает идею начала, если не знаешь с чего начать. А свой текст все равно вылезет, он ведь внутри сидит. Его только записать осталось

  3. Мне тоже кажется, что мотивация сильнее вдохновения. Когда поставлены сроки, волей неволей приходится выдергивать вдохновение из теплой постельки, а свою лень запирать в шкафу

    • Согласна со сроками — лучший мотиватор))

  4. Я просто начинаю писать. Даже то что кажется банальностью, бредом. А в процессе появляются идеи и вдохновение 🙂

    • Любовь, отличный способ! Тоже стараюсь так поступать)

  5. Я тоже больше использую настрой на работу, или «рабочее настроение». Чаще пишется хорошо по-старинке, в обычной общей тетради, на кухне. Например, беру тетрадь , чтобы просто записать какую-то мысль по статье, а получается несколько листов. Их потом приходится заново переносить на компьютер, то есть проделывать двойную работу. Но зато текст прорабатывается. И почему-то именно так получается лучше. И , главное, мысли так и ложатся на бумагу. Наверное, срабатывает » старый опыт/ якорь», когда компьютеров не было, и всё, в том числе статьи, писали на обычной бумаге. А «музу» можно ждать и призывать долго, но обычно, когда в доме маленький ребенок, так долго ждать некогда, и использовать приходится любое свободное время.)
    И еще вспомнила -если работа застопорилась, и «вдохновения» ну совсем нет, то есть настроиться на рабочий лад не удается, или просто тема кажется сложной, хотя уже за нее взялась, и т.д., то я иду и разбираю какой-нибудь шкаф, полки, кладовку. (Если верить фен-шуй, так очищается и гармонизируется энергия, и тем самым, упорядочиваются мысли)). Как ни странно, но это работает.)

    • А я тоже люблю сперва излагать свои мысли письменно (ручка и бумага — они давние преданные мои друзья! Ещё со школьной скамьи, когда велись самые первые дневники моих чувств и мыслей!), а потом уже переношу текст на компьютер — и точно, мысль шлифуется, предложения ложатся в нужную форму, лишнее убирается! А ведь те же периоды вдохновения (когда особенно пишется легко!) — они ведь приходят не тогда, когда ты сидишь за компом, а чаще в самых неожиданных местах и времени, а тетрадка и ручка — они всегда под рукой, всегда наготове принять твой поток мыслей и чувств! Вот почему мне этим друзьям не хочется изменять, хоть и компом уже давно на «ты»….Так что я приветствую вас, как единомышленника в творческом процессе!

    • Юлия, хороший совет про рабочую тетрадь — надеюсь, что ваш комментарий увидят читатели!
      А я вместо полок иду посуду мыть или раковину чистить. Тоже помогает))

      • Наталья, здорово, что Вас посуда вдохновляет. Меня, к сожалению,-нет) Иначе вся семья была бы счастлива, а посуда всегда чистой))) Меня все же разборы завалов, шкафов как-то гармонизируют)

  6. Наталья, я согласна с тобой в том, что если ждать вдохновение, то можно просидеть ничего не добившись.
    Вспоминала сегодня, как раньше я писала стихи: ежедневно! Я ловила нужное настроение из окружающей среды, собственных фантазий, порой писала просто ради тренировки, а по отзывам читателей — это чуть ли не самые лучшие из моих работ. Я переживала сюжеты своих творений как бы «впонорошку», как актеры переживают свои роли. Не ждала, когда на самом деле что-то произойдет.
    Резюмирую: чтобы вдохновение постоянно было, надо его вызывать и мотивировать, надо работать ежедневно, придумывать ритуалы и составлять расписание своей работы.
    Но это не отрицает того, что периодически будет настигать «то самое» настроение. Просто для него нужно быть готовым.
    Спасибо)

    • Светлана, каждый день стихи — вот это производительность! Хотя про ежедневную работу вы правильно сказали. Тогда «то самое настроение» просто не сможет не прийти))

  7. Мне, чтобы писать нужно определенное настроение, не обязательно хорошее, просто должен быть какой-то писательский настрой! Не могу по-другому! Так уже неделю, из-за отсутствия настроя, не могу выполнить задания в мастер-группе (сначала мысли были об отпуске — не хотелось писать. А теперь, глядя на очередное пришествие зимы, просто нет сил). И это безумно раздражает, т.к. столько всего надо сделать! Вчера попыталась, но хватило меня на три строчки в блокноте, которые были тут же перечеркнуты. Как с этим бороться, не знаю. Может, когда, наконец-то, придет весна, появится солнце, деревья и земля сменят белый цвет на зеленый, станет лучше!

    • Александра, ну что за зимний раскисон!
      А если написать хоть как-нибудь хоть что-нибудь, а потом поправить?

      • Я просто очень теплолюбимый человек! А такая долгая, холодная и снежная зима впервые у меня за последние 20 лет(((
        Пытаюсь сегодня весь день что-то написать, но все не нравится(

  8. Мой рецепт прост. Чтобы вдохновение пришло, муза посетила и идеи стали появляться одна за другой, нужно именно НАЧАТЬ писать. Как говорится в одной из моих любимейших цитат: «А вы все-таки пишите… возьмите хорошенькое перышко, хорошенько его очините, положите перед собой лист бумаги и начните таким образом: „Мне сегодня что-то не пишется“. Напишите это много раз сряду, и вдруг вам придет хорошая мысль в голову! За ней другая, третья, ведь иначе никто не пишет, и люди, обуреваемые постоянным вдохновением, редки…»

    • Классная цитата, возьму её на вооружение! Спасибо, Татьяна, за идею!!!!

    • Таня, а кто сказал эту фразу?

    • Да, Татьяна, я с Вами согласна — нужно только НАЧАТЬ и Муза непременно посетит))

  9. Когда меня спрашивают, как я пишу свои заметки и статьи, я отвечаю с улыбкой: Пишу, как дышу! Конечно же, когда есть вдохновение, то ты забываешь и о времени, и о пространстве, летишь на этой волне, пока она не вынесет на вершину кайфа — на нужный тебе результат! И я знаю, что статья, написанная на волне такого воодушевления, обязательно будет опубликована и всегда найдёт отклик в сердцах читателей. Проверено на практике уже неоднократно!!!!! Без вдохновения писать текст, что катить телегу без колес…..

    Но журналисту приходится писать материалы и по заказу, по требованию. И тут уже, конечно, вступают в свои действия и техника , и мастерство, и уровень профессионализма. И чем выше этот уровень и он не зависит от капризов Музы, тем успешнее будет журналист — востребованный в своей сфере применения. Надо уметь и с текстом работать, и знать как идею продвигать. и как отредактировать материал, чтобы он выглядел вкусно, и многое другое. Нужны знания и опыт!!!

    А стимулом может служить тот факт, что и без вдохновения ты принимаешь вызов Судьбы (т.е. пишешь нужный материал), а в качестве бонуса — осознание того, что ты с этим справился блестяще, доказал себе, что профи, что смог, сделал, йесссс!!!! И вот здесь можно себя и побаловать — сделать что-то, что будет в качестве конфетки! И здесь у каждого — свои рецепты.

    Меня лично очень стимулирует обратная связь: когда после выхода статьи кто-то из подруг или знакомых звонят на телефону и говорят: «А мы читали — и знаешь, нам понравилось или зацепило!» или даже могут привести и контраргумент, но это показывает, что человек читал мою статью, и я понимаю: Я делаю нужное дело! И я в правильном направлении своего пути!

    По знаку Зодиака — я Близнецы, а значит сам Бог велел быть проводником информации, дружить со Словом! Желаю своим коллегам и минут кайфа от Вдохновения, и ощущения настоящего профессионализма!!!!

    Кстати, в журналистику я пришла, будучи по профессии воспитателем детского сада. Ещё со школьной скамьи любила вести записи в своём дневнике ,а значит, развивала свою наблюдательность и умение излагать мысли на бумаге. А потом мне стало интересно развивать на страницах местной газеты тему воспитания детей, их взаимоотношений с родителями, другими людьми. Написала несколько заметок. Меня заметили. Поближе познакомилась с коллективом редакции. В непосредственном общении постигла многие азы журналистской профессии. А потом, когда попала «под сокращение штатов» (был период, что детские сады закрывались по всей стране!), журналистика стала второй профессией, дала шанс найти себя в этом мире, не потеряться. Конечно, журналистика — это такой труд, где на одном вдохновении не проскачешь, надо развивать и развивать свои знания и навыки, и главное, общаться со своими единомышленниками! Это общение — и есть ещё один стимул для вдохновения!!!!И для развития своей же практики!!!!

    • Татьяна, у вас не комментарий, а отдельная статья получилась!
      Спасибо, что поделились своей историей, интересными мыслями и за… вдохновение)) (я, кстати, тоже Близнецы))

    • Да, Татьяна, абсолютно точно подметили, что для вхохновения обратная связь (реакция на твою работу, результат твоих стараний) всегда как бальзам, как аплодисменты для актера, как наивысший балл на госэкзаменах. И насчет коллег и единомышленников совершенно с Вами согласна. В общем, спасибо Вам за такое жизнеутверждающее позитивное послание.

  10. Вдохновение — это для великих мира сего. Мы же не пишем «вечные» шедевры (по крайней мере, не за деньги и не в отведённые сроки). Если есть вдохновение — то я сажусь и пишу статью на свой сайт. А когда мой заказчик попросил меня писать только «с настроем» и можно раз в неделю — я ему парировала, что на таких условиях я просто не выживу! Это мой хлеб — я работаю, на совесть, тщательно, но работаю, а не творю! Творчество — это немного другой вопрос и к журналистике, копирайтингу, рерайтингу отношение имеет касательное. А насчёт «почистить зубы» — это было круто! Применю обязательно!

  11. Вот уже привели в комментариях цитату из Гоголя — я тоже ей руководствуюсь. И это любой работы касается — нужно сосредоточится и начать, а там как пойдет. А с якорями — отличная идея, спасибо.

  12. Если ждать вдохновения, работа вообще никогда не будет делаться. Надо знать техники эффективно работы, применять их ежедневно, каждый день писать, и тогда только будет результат.

  13. Наталья, спасибо Вам большое за столь актуальный пост. У Вас мелафона случайно нет? Вы прямо мысли читаете.
    Полностью согласна со всем здесь изложенным, в том числе и с Александрой Корепановой, такой же ступор: когда выбирала темы, в голове — рой идей, когда дошло дело до самого текста (хотя бы синопсиса), в голове — зимняя спячка. Могу точно сказать одно: нервничать и злиться на себя — не конструктивно. Музу ждать — бесполезное занятие, она может и вовсе про тебя забыть.
    А вот насчет взаимосвязи вдохновения и качества текста, абсолютно уверенна: просто что-то написать на заказ можно, но насколько это «что-то» будет вкусным, большой вопрос. Судя по собственному опыту, даже при переводе чужого текста, без особого настроя (вдохновения) работа идет туговато, и результат получается вполне читабельный, но собственного удовлетворения от проделанной работы не получаешь. Нет вот этого: «Вау! Какая же я молодец!».
    К сожалению, пока никаких новых рецептов (кроме вышеперечисленных), подсказать не могу(. Но все же хочу поблагодарить всех, кто поделился своими «волшебными пендалями» и уже успел за себя порадоваться.

    • Согласна с вами, что работа без настроя идет туго, причем, это зависит даже от того, в каком тоне тебе отписал редактор свое согласие раскрыть тему. Если , к пирмеру, написал : «Идея отличная! Пишите!» -ты, уже вдохновленный, берешься за «перо». А если , к примеру, что-то вроде: «Ну ок, пишите…Только следите за слогом, хорошо проработайте текст …» -смотришь, и куда пропало вдохновение? И текст прорабатывается туго, и чувствуешь себя плохим учеником ). Просто как раз месяц назад, в один и тот же день мне пришли ответы из двух разных редакций. И насколько разной была интонация редактора, настолько по-разному рождались тексты для них. В одну быстро и на волне, в другую туго (и до сих пор в работе). Так что это тоже важно..

  14. Как ехидно сказал наш декан — «Значит, у вас вдохновения нет? А когда я приду, наору на вас, вдохновение сразу появляется?»

  15. Когда не пишется, я обычно читаю Ильфа и Петрова или Зощенко. На меня это действует. Быстро настраивает на работу. А вообще, если не хочется работать, возможно организм требует отдыха и бастует таким вот образом, прикрываясь отсутствием вдохновения. Может, стоит просто отключить ноутбук, встать на лыжи, сходить в бассейн, просто побездельничать. Через какое-то время, отдохнув, вы сделаете гораздо больше, чем планировали.

  16. Ну что ж, больше Сергей Куликов вам ничего не напишет 🙂 И зачем нужно было упоминать мое имя? Лично мне не понятно. Был бы я какой-нибудь известной личностью, то тогда да, можно было бы дополнительно пропиариться за мой счет 🙂 А так меня никто не знает, но вы все равно пишете мое имя.

    • Сергей, если бы вы были «известной личностью», я бы не указывала ваше имя.
      В тексте нет упоминаний на ваши проекты, место жительства, способ поиска клиентов, нет, естественно, никаких ссылок и контактов.
      Извините, если упоминание фамилии принесло вам неудобства. Уберу ее из текста.

    • Сергей, вы подняли актуальнейшую тему. Лично мне очень помогла эта статья Натальи и комментарии к ней. Спасибо Наташе и всем комментаторам — супер!

    • Несколько раз перечитала вышеизложенный текст Натальи и так и не увидела, Сергей, Вашей фамилии. Вместо «наезда», лучше бы поблагодарили Наталью за бесплатный пиар, не каждому такой promotion на ровном месте с неба падает.

      • Оксана, я фамилию уже из текста убрала.

        А на странице «Контакты» теперь поставлю предупреждение, что если кто-то хочет получить консультацию лично и пишет мне вопросы на почту, пусть сразу учитывает, что его вопрос может оказаться на сайте.

  17. я пишу сколько себя помню. и вот этот сам процесс писания и помогает. конечно, когда начинаешь, сразу бросаешься в омут с головой… нет, мне не помогают ни мотивации, ни картинки, ни различные способы — придумки из тренингов. надо сесть. и начать писать. нет ничего в голове, просто записывать день, переносить на бумагу воспоминания или задавать вопрос: какие эмоции вызывает эта музыка… главное начать писать, и тут приходят и идеи новые, аппетит приходит во время еды.

  18. Думаю, что ловить вдохновение — время терять, поскольку бывает так:заказчик ждёт, муза не пришла и что дальше? А если она не придёт совсем? Поэтому, необходимо для себя решить — либо ты ждёшь то самое интересное чувство, подталкивающее на красивое написание текста, либо идёшь к компьютеру и начинаешь работать. А после проделанной работы радуешься тому, что не поддался лени и не дождавшись Музы, ты всё же написал то, что от тебя ждут.